Что символизирует виноград и виноградная лоза? О символизме виноградной лозы, виноградной грозди и вина Виноград символ в православии

  • Дата: 06.01.2024

В символе винограда отражается радость и красота сотворения семьи. У славян Сад-виноград - это жизненная нива, на которой муж - сеятель, а жена обязана растить и ухаживать за родословным деревом. Мотив винограда наносится как на мужские, так и на женские сорочки, а также на семейные рушники.

Этот символ перешел и в христианство, где виноград также является символом многочисленного потомства. При бракосочетании ранее можно было встретить символ виноградной кисти исходя из следующей строки псалма: «Жена твоя, как лоза виноградная плодоносная…»

Гроздь винограда, что она нам может поведать о далеких временах, когда древние мудрецы облекли всю глубину своих знаний в священные символы. Для нас это далекая и уже малопонятная старина. Но если внимательно вглядеться и чутко прислушаться, можно уловить тихий шелест рассказа о чем-то давно забытом, заключенном в одном из самых древнейших символов разных культур, означающим мудрость. Потому как виноград представляет не одинокий фрукт, а множество этого фрукта, собранного в единую гроздь. Так и в жизни мы усваиваем различные аспекты одного и того же целого, впитывая каждую виноградину в себя, мы растем и развиваемся с каждым новым опытом, набирая мудрость жизни - Свет знаний. Это солнечный символ Божественного Сознания и атрибут божественного плодородия, изобилия и богатства, это все что нужно для жизни.

Вырезанная виноградная гроздь, полуптицы-полулюди, выписанные красками на синем фоне. Одна из них: СИРИН Темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира в славянской мифологии. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин.
Другая: АЛКОНОСТ Чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее нет, в отличие от Сирина. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода.
О чем могут перешептываться две полуптицы, олицетворяющие собой две противоположности, одна увлекающая в подземное царство небытия, другая подымающая в поднебесье рая, но изначально в мире мифа нет противоположностей, мир представляет собой нечто цельное, просто один аспект представляет собой тьму, а другой свет, но в целом одно принадлежит другому. Две птицы помещены лицом одна к другой, как будто они взаимосвязаны. Но в то же время их разделяет виноградная гроздь и каждая птица имеет свое место, строго очерченное аркой, у каждой птицы свой небосвод. Расположение двух птиц по разным сторонам дерева - одна из наиболее распространенных символических композиций древнеславянского искусства. Она идет от первых легенд о возникновении мира. В одной из них говорится, что среди бескрайних водных просторов, которые были началом всех начал, стояло дерево. От двух птиц, свивших на нем гнездо, началась жизнь на земле. Дерево иногда изображали в виде виноградной лозы, а в более позднее время, при возникновении религий, листьями винограда прикрывали половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Древо познания, на котором взращивается плод жизни, после чего оно уже предстает как древо жизни, символ всего живого, а охраняющие его две птицы - символом добра и счастья. Все изображение в целом означало жизнь и благополучие.

В Ветхом Завете с виноградной лозой сравнивались и народ Израиля, и грядущий мессия; для иудеев она означает мир и достаток. Так же древние евреи считали виноградное вино напитком Бога. В Ветхом Завете содержатся сведения о том, что Яхве сам повелел Моисею приносить ему в жертву вино, а также пить его на Пасху во время праздничной трапезы. Так же с виноградной лозой был связан Ной, поскольку она была самым первым растением, посаженным Ноем после Всемирного потопа. «И стал Ноах земледельцем, и насадил виноградник». Виноград был взят из райского сада и был посажен в землю. И в тот же день он дал плоды, дав побеги и виноград, и он давил его, пил это вино и пьянел.
Виноград — символ жизни, плодородия и изобилия, но в то же время и жертвоприношения, поскольку из него делают вино — особенно красное, которое олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие.
С вином, произведенным из винограда, не все так просто. С одной стороны, вино выступает символом истины и вечной жизни, радости и веселья, крови и жизненной силы, исцеления и преображения. Однако вино является также символом ложной жизни и греха, поскольку злоупотребление опьяняющим напитком приводит к освобождению животной природы человека, пробуждая в нем самые темные и низменные инстинкты.
О виноградном вине еще говорят как о реке: Ибо когда река, проистекающая и выходящая из рая -(Высшего понимания божественной природы) - оросила Сад, Землю - она оросила ее силой знания от высшей мудрости, и оттуда распространились всевозможные всходы и побеги, что в последствии дало возможность собирать урожай непосредственно на земле.
С этого момента виноград ассоциируют с Древом Познания, ведь высший виноградник в раю - Древо жизни, там познавать нечего - все озарено светом божественной мудрости, а познание происходит в сокрытии бога, в не рая, это о запрете, который нарушил Адам, считается, что Древо Познания было виноградом. И когда согрешил Адам, оно было изгнано вместе с ним из райского сада. А Ной исправил этот изъян изгнания и снова насадил его вне райского сада, выпил вина его и опьянел. И грех его (Нойя) подобен греху Адама. Но с другой стороны можно считать, что он нашел его вне райского сада и взрастил согласно подобию свойств (то, что внизу подобно тому, что наверху), то есть привнес веру в божественное, здесь на земле. И выращенные им плоды можно рассматривать как символ соединения божественного откровения с земным пониманием, то есть он (Ной) поддерживает связь с богом. То есть говорится о том, способна ли эта земля к дальнейшему развитию. Другими словами, могут ли эти две категории мудрости, божественной и земной существовать вместе?

Виноград символизирует раскрытие света Знания, который наполняет нас, является светом жизни. Он оказывается таким большим именно потому, что человек не считает его (свет) своим (производным, собственных умозаключений), а считает его данным свыше, и этим поддерживая связь с богом.

Гроздь символизирует веру. Сначала в человеке раскрывается свет знания, и он отказывается считать его своим, то есть причиной его возникновения считать себя. Происходит понимание того, что свет который в нем раскрылся, это всего лишь одна виноградинка, даже не гроздь не говоря уже о винограднике в целом, как едином поле сознания не имеющим границ. Такое понимание позволяет человеку подняться до уровня веры. То есть с помощью раскрывшегося в нем Света приобрести силу веры, и тогда можно увидеть все то, что приготовлено Творцом для человека.

Отсюда происходит понятие, называемое «виноградное вино» — свет Сознания, который воздействует на человека в том случае, если он не считает себя мудрым, понимающим, но желая именно ее - высшей мудрости. Таким образом он находится в вере выше знания, утратив себя внутри нее. Это означает, что человек стремится опьянеть от вина. Тем самым он входит внутрь высших ступеней раскрытия, поскольку не требует понимания в разуме, а просто желает находиться на этих ступенях, представляет себе, что уже пребывает в совершенстве и вечности, готов плыть по этому течению, вкладывая в это силы.

Это означает, что, оставляя свое знание, он идет, поднимаясь над ним, как пьяный, не понимающий ничего, полностью погруженный в ощущение опьянения, нахлынувшее, захватившее его. И тогда, входя таким образом в духовное, он постепенно начинает узнавать мир, в котором находится. Из этого ощущения, что весь мир - его, не требуя ничего большего, чем просто находиться в нем, он уже начинает приобретать этот мир. Это называется работой в вере выше знания.

Но у вина есть негативная сторона, если пить вино, производимое из «земных виноградников», то есть исходя только из «мудрости», ограничиваясь лишь пониманием только доступного и материального, и желать лишь только материальных благ, такое пьянство ни к чему совершенному не приводит. Негативную символику алчности и пьянства передают венки из виноградных листьев и гроздей, возлежащие на голове, к примеру, римского Бахуса (это то же, что каждый мыслит исходя из собственного понимания, на это указывает венок «ограниченной мудрости») и его вечно пьяного пузатого собутыльника Силена. В том же значении этот атрибут сопутствует персонифицированному чревоугодию.

В христианстве виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград — верующих. Лоза, изображаемая вместе со снопом пшеницы, символизирует евхаристию.

В религии народов древнего Востока вино знаменовало божественное благословение, а в греческом культе Диониса оно служило символом мистического союза с этим богом. Со временем безупречную репутацию виноградной лозы еще упрочила христианская традиция, сделавшая ее эмблемой духовной жизни, спасения и возрождения, где вино символизирует кровь Христову. Смысл церковного таинства евхаристии (причащения) раскрывается в следующем высказывании Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).
Виноград в христианстве рассматривается прежде всего как эмблема спасения и возрождения, поэтому виноградная лоза изображалась на древних христианских гробницах, на фресках римских катакомб и, позднее, на церковных витражах.
Вышеприведенная метафора Христа, отождествившего себя с виноградной лозой, в свою очередь, иллюстрируется в христианской иконографии особым видом креста - крестом «виноградная лоза» «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь» (Ин. 15:1). Так назвал себя Иисус Христос, источник и проводник духовной, святой жизни для всех православно-верующих, которые суть члены тела Его.

«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода» (Ин. 15:5).

Процветший Крест - это одно из древнейших изображений Креста, главным отличием Его являются две лозы с гроздьями винограда, исходящие из основания Креста - они символизируют собой Воскресение. С типом процветшего креста связана история его Животворящего Древа. По преданию, дерево, послужившее материалом для Креста, выросло из адамова венка, который тот сплел перед смертью. Прутья для венка принес Адаму его сын Сиф, получивший их от райского Древа, из-за которого, в свое время, праотец был изгнан за стены Эдемского сада. После кончины Адама венок на его могиле пророс и превратился в могучее дерево.

Виноградная лоза - атрибут католических святых Венсенна, Викентия Сарагосского и других покровителей виноградарей. Последние во время сбора урожая торжественно подносят изваяниям этих святых самые первые спелые гроздья.

В мифологии древних вино часто ассоциируется с кровью. Египтяне, например, верили, что виноград наливается соком, забирая кровь у мертвых, захороненных в земле. В Египте виноград так же служил эмблемой жизни (виноград связывали с богом Осирисом - аналогично Христу у христиан). В египетской мифологии богом-покровителем виноградной лозы, олицетворявшей изобилие, богатство, довольство и веселье, выступает Шаи, в греческой - Дионис, в римской - Бахус или Вакх. Наиболее часто виноград ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда.
Символика винограда и вина перекрещивается. За свое свойство опьянять вино считалось средством экстатического общения с богами. Согласно мифам Древней Греции в жилах бога виноделия и виноградарства Диониса (Вакха, или Бахуса) текло вино, что вызывает ассоциации как со смертью, так и с вечной жизнью. Во многих культурах вино служит символом божественной любви, мудрости и истины (in vino Veritas — «истина в вине»).

Вино и вода, как солнечный и лунный символы, символизируют две великих силы вселенной — огонь и воду, а также слияние божественной и человеческой природы, или божественность, незримо слитую с человечностью.

Вино и хлеб — гармоничный результат человеческого труда и умений возделывать землю. Вино как мужское начало и хлеб как женское символизируют соединение жидкого и твердого, божественного и человеческого. Вино — это божественный экстаз, а хлеб — доступное взору проявление духа, который умирает и вновь возрождается.

И так из всего вышеперечисленного:
Виноград это — Божественное опьянение. Священная виноградная лоза, дающая вино, напиток богов, отождествлялась в древних традициях с райским Древом Жизни, которое часто изображали в виде лозы. Символ слияния с Божественным, символ возрождения, символ плодородия и изобилия, символ мудрости, божественной любви, а так же достатка, богатства и благополучия.
Но так же послужил поводом изгнания из рая, может указывать на чревоугодие, может являться символом ложной жизни и греха, указывает на животную природу человека, пробуждает в нем самые темные и низменные инстинкты.
Но, не стоит забывать, что все зависит от человека и его стремлений, а Виноград и Вино это сила, которая дается в помощь к возвышению, в противном случае она же и низводит человека на самое дно его прозябания в этом мире, и ведет к погибели при неправильном ее использовании.

ВИНОГРАД - это заимствование из старославянского языка является калькой готского weinagards (wein «вино»,gards «город»). Первоначальное значение – "сад".

О винограде разными народами сложено десятки, если не сотни мифов и легенд – больше, чем о любом другом растении. Одна из самых популярных - Фракийская легенда: в одном из селений жил старый унылый, никому ненужный бездомный козел. Осенью с ним происходили удивительные перемены: козел начинал весело подпрыгивать и игриво цепляться к прохожим.

Крестьян заинтересовали перемены в настроении козла, поэтому они стали следить за ним. Вскоре выяснилось, что настроение козла изменялось к лучшему после того, как он поедал оставшиеся от сбора урожая раздавленные виноградные гроздья, в которых виноградный сок уже сбродил и преобразовался в подобие вина. Вот от него-то и пьянел козел, и его настроение улучшалось. Люди попробовали перебродивший сок и впервые ощутили на себе действие алкоголя. Козел был признан первооткрывателем вина, а люди научились делать его

Древнеславянская легенда повествует, что запретным деревом из рая была не яблоня, а виноградный куст. Наши предки славяне считали хмельной напиток неотъемлемым атрибутом любви и семейного достатка. Они утверждали, что именно Лада - богиня домашнего очага научила Квасуру, ставшего впоследствии богом виноделия, готовить солнечный напиток - сурью.

Говорила Легиня сребровласая:

в золотом котле Сурица варится,

ты возьми испей-испробуй Сурицы, но помни!

Первая чаша, дает силы,

изгоняет боли, усталость и немощь…

Вторая чаша, дает веселье и вечную молодость,

изгоняет гнетущую старость…

Третья чаша для людей лишняя,

она превращает человека в животное…»

«Сантии Веды Перуна».

В христианской культуре виноградная лоза являлась важным символом духовной жизни. В Ветхом Завете виноград символизировал Древо Жизни, а вино является символом союза, заключенного между Богом и человечеством после Потопа и обновленного Иисусом, который, дал людям в виде вина свою кровь, прежде чем пролить ее за людей на кресте. Виноградная лоза символизирует Христа, сказавшего: «Я есьмь Лоза, а вы ветви».

На Украину виноград пришел гораздо позже – во второй половине 17 века. Думается, именно поэтому собственно украинских мифов и легенд о нем практически нет, но в национальных традициях, обрядах виноград занимает весьма заметное и почетное место.

В представлении народа виноградный сок - это Божья кровь, виноградник – человечество, отдельная лоза - страна, виноградная кисть – это семья, а ягода - отдельный человек. Поэтому издавна на Украине к винограду было почтительное отношение: его лозу святили в Вербное воскресенье, рушниками - божниками с мотивами винограда украшали иконы. Виноградные косточки нельзя было бросать на землю, чтобы никто на них не наступил, верили, что он защищает людей от злых сил, дарует молодым любовь и брак, а скоту – плодовитость.

В народной культуре виноград символизирует семью, красоту и прочность семейной жизни, он является символом плодородия, благосостояния, богатства и трудолюбия. Дарует больным – здоровье, мужчинам – силу, женщинам – красоту. Сад- виноград - это жизненная нива, на которой муж – сеятель, а жена обязана растить, ухаживать за родословным деревом.

Из виноградной лозы плели свадебные венки, ее изображением украшали свадебные хлеба, рушники, чтоб в семье всегда были достаток и благополучие. Невесту по традиции обсыпали сушеным виноградом, орехами, зерном, чтоб у нее были дети. На Ивана Купала гадали по виноградной лозе: бросали ее в огонь, кто перепрыгнет через нее, у того скорая свадьба.

Давняя украинская поговорка гласит: «Ягода винная – еда дивная», но вырастить ее сможет не каждый, она требует большого трудолюбия. Об этом говорится в старинной украинской сказке «Лис и ленивый Нехайло».

Жила на винограднике лиса с лисятами. Пришел по весне туда хозяин по имени Нехайло, видит - выросла между лозами молодая трава. Почесал в затылке: ладно, завтра приду с серпом, всю траву срежу. Услышали это лисята, побежали к матери, торопят ее, надо скорее уходить, а то пропадут они все. Но лиса их успокоила, она давно живет здесь и хозяина этого хорошо знает, не надо им ничего бояться. Проходит неделя, другая. Пришел на виноградник Нехайло с серпом, а трава уже высокая, серпом не взять. Махнул он рукой, ладно, приду завтра с косой и всю траву выкошу. Снова побежали испуганные лисята к матери и снова она их успокоила.

Прошло пару месяцев, опять пришел Нехайло, уже с косой. Попробовал косить, а трава высокая, жесткая, никак не берет ее коса. Постоял, подумал Нехайло, а, ладно, сожгу весь сорняк. Рассказали лисята об этом матери. А вот сейчас убегаем, сказала старая лисица, уж это он это сделает.


Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви.

Мир "иной" приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывалось людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из "языческих" образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды.

Символизм христианского искусства этой поры был проявлением "естественного" для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца.

Отношение к непосредственному изображению Бога и "мира невидимого" было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму.

Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, "для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ". Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве.

Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.):

15 Подпора страждущих,
Вечный владыка,
Смертного рода
Спаситель Иисус,
Пастырь, пахарь,
20 Кормило, устье,
Крыло Небесное
Святого стада.
Рыбарь всех смертных,
Тобою спасенных
25 В волнах неприязненных.
Из моря нечестия
Сладкою жизнью уловляющий,
Веди нас, овец
30 Разумных Пастырь
Святый, веди нас,
Царь детей непорочных.
Стопы Христа -
Путь Небесный.

Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия.

Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба.

Хлеб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17-21; Мф 15:32-38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже).

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие.Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме.

К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.

Виноградная лоза, чаша и крестообразная монограмма Христа.

Приведем фрагмент равеннской мозаики VI в., изображающей лозу, монограмму Христа и павлина, - птицу, символизирующую возрождение к новой жизни.

С самим Спасителем связаны изображения рыбы как своеобразной отсылки к имени Христа; Доброго Пастыря (Ин 10:11-16; Мф 25:32); Агнца - Его ветхозаветного прообраза (например, Ис 16:1, ср. Ин 1:29), а также Его имени , выраженного в знаке (монограмме) и в прикровенном изображении Креста в образе якоря, корабля .

Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о "печати Бога Живого" (Откр 7:2) и "новом имени побеждающему" (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием.

Греческое название монограммы crisma (собств. "помазание, миропомазание") может переводиться как "печать". Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. Нередко она украшается пальмовыми ветвями или утверждается в лавровом венке (античные символы славы), сопровождается буквами и . Приведем изображение детали саркофага II в., в которой собственно хризма не присутствует, но значение сохраняется. Такое употребление и восходит к тексту апокалипсиса: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель . (Откр 1:8; см. также Откр 22:13). Начальная и конечная буквы греческого алфавита являют таким образом Божественное достоинство Иисуса Христа, а их соединение с Его именем (хризма) подчеркивает "...Его собезначальное бытие со Отцем, Его отношение к миру, как первоисточника всего и конечной цели всякого бытия". Таково изображение хризмы на монете императора Константина II (317-361).

Дополнительной отсылкой ко Христу могла служить надпись, которая была шифрограммой Его имени Christos - ikhthus, "рыба". Помимо простого анаграммного сходства, это слово приобретало и дополнительную символическую нагрузку: его читали как аббревиатуру фразы Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель , Iesus Christos Theu Yu Sotir. Ср. серебряную пластинку IV в. (Трир).

Изображение хризмы - постоянный мотив христианского искусства. Приведем и интересный современный графический вариант хризмы - эмблему журнала "Sourozh".

Все эти изображения - действительно тайнопись: за известными формами букв алфавита и др. скрывается образ Распятия Воплотившегося Бога и возможность для человека измениться через приобщение к тайне Креста.

Таково изображение на могильном камне (Тунис, VIII в.).

К таким образам относится также и якорь - символ христианской надежды на будущее Воскресение, как говорит о том апостол Павел в послании к Евреям (Евр 6:18-20). Вот изображение якоря из римских катакомб.

В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета.

Другой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти.

Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью. Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом.

Обратимся к образу Христа - Доброго Пастыря. Основной источник этого образа - евангельская притча, в которой Сам Христос называет Себя так (Ин 10:11-16). Собственно образ Пастыря коренится в Ветхом Завете, где нередко предводители народа израильского (Моисей - Ис 63:11, Иисус Навин - Числ 27:16-17, царь Давид в псалмах 77, 71, 23) называются пастырями, о Самом же Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс Господе говорится - "Господь, Пастырь мой" (Пс 23:1-2). Таким образом, Христос в евангельской притче указывает на исполнение пророчества и обретение утешения народом Божьим. К тому же образ пастыря имел и имеет всем понятный смысл, так что и поныне в христианстве принято называть священников пастырями, а мирян - паствой.

Христос-Пастырь изображается в виде античного пастуха, одетого в хитон, в пастушеских зашнурованных сандалиях, нередко с посохом и сосудом для молока; в руках он может держать тростниковую флейту. Сосуд для молока символизирует Причастие; жезл - власть; флейта - сладость Его учения ("Никто никогда не говорил так, как этот человек" - Ин 7:46) и упования, надежды. Такова мозаика начала IV в. базилики из Аквилеи.

Художественными прототипами образа могли послужить античные изображения пастуха, покровителя стад Гермеса, с ягненком на плечах, Меркурия с барашком у ног - образ Богообщения. Агнец на плечах Доброго Пастыря божественной радости о пропавшей овце - кающемся грешнике - в Евангелии от Луки (Лк 15:3-7), где раскрывается и пророчество Исайи: "Агнцев будет брать на руки и носить на груди своей, и водить дойных" (Ис 40:11). Тут тайна искупления мира во Христе, отношения Бога, "полагающего жизнь свою за овец" (Ин 10:11), к людям. Овца в данном случае есть образ падшей человеческой природы, воспринятой Богом и возведенной Им к Божественному достоинству.

С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля; жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17). Агнец есть евхаристический образ, и в христианской иконографии он нередко изображается на дне литургических сосудов. Агнцем называется в современной литургической практике и часть просфоры, освящаемая в Евхаристии.

Агнец может изображаться на скале или камне, из подножия которого бьют струи четырех источников (символы Четвероевангелия), к которым устремляются другие агнцы - апостолы или, шире, вообще христиане. Агнец из мозаик Равенны (VI в.) изображен с нимбом, на котором - хризма; тем самым его соотнесенность с Христом предстает как совершенно бесспорная.

Изображение Христа в виде Агнца намекало на тайну Крестной Жертвы, но не обнаруживало ее перед нехристианами; однако во времена широкого распространения христианства оно было запрещено 82 правилом VI (V-VI) Вселенского собора 692 г., поскольку первенство в почитании должно принадлежать не прообразу, а самому образу Спасителя "по человеческому существу". По отношению к "прямому образу" такие символы являлись уже пережитками "иудейской незрелости"

Народные названия: виноград винный, виноград благородный.
Род: женский.
Планета: Луна.
Стихия: вода.
Боги: Дионис, Вакх, Гатор.
Магические силы: плодовитость, садовая магия, интеллектуальные силы, деньги, приворот.
Магическое использование: чтобы сад лучше плодоносил, на ограде нарисуйте гроздья винограда - так делали в древнем Риме. Употребление в пищу винограда и изюма повышает плодовитость и умственные способности.

Во время совершения магии, целью которой являются деньги, на алтарь кладут виноград.
Символ мудрости (in vino veritas).

Гроздь винограда – атрибут божеств плодородия и сельского хозяйства. Виноград олицетворяет вино жизни и, следовательно, бессмертие. Наиболее часто он ассоциируется с Дионисом (Бахусом) и символизирует жертвоприношение, так как вино ассоциируется с кровью. Этот же мотив используется в христианской иконографии: Христа, как жертвенного Агнца Божьего, изображают между гроздьями винограда. Иногда листьями винограда прикрывают половые органы Евы, как противопоставление мужскому фиговому листу. Виноградная лоза символизирует также упоение, гостеприимство, оргии, кипящую жизнью молодость.

Виноград наделяют магической силой. В магии виноград играет очень важную роль. Его широко применяют в магических церемониях, ритуалах, используют в качестве талисмана. Талисман из листьев винограда помогает тем, кто страдает ипохондрией (впадает часто в тоску), а листья винограда способствуют повышению настроения. Космическое взаимодействие растения винограда способствует повышению жизнерадостности, придает уверенности в себе.

Виноград широко используется в любовной магии для приворотов. Для того, чтобы совершить ритуал приворота необходимо посадить виноград в саду того человека, которого привораживают. От развития винограда, будет влияние на приворот, то есть этот привороженный больше будет влюбляться. Данный приворот очень сильный и действенный, так утверждают все колдуны.

Если развесить по дому виноградные листья, то веселье обеспечено.

Если носить девять дней девять виноградных листьев, то через девять дней ожидается сюрприз.

Виноград – это символ плодородия и успеха, поэтому носитель амулета из винограда добьется финансовых успехов.

Виноградная Лоза.

Символ плодородия и жизни, Древа Жизни, а в некоторых традициях – Древо Познания. Иногда посвящается умирающим богам. Лоза с гроздьями винограда символизирует плодородие и страсть, дикая лоза – лживость и вероломство. В буддизме сплетенная лоза алчности и желания, должна быть подрезана под самый корень. В христианстве Христос – истинная лоза, а последователи ветви ее. Также она символизирует церковь и верующих. Изображенная как Древо Жизни с голубями, отдыхающими на его ветвях, виноградная лоза символизирует души, отдыхающие во Христе, и духовное плодородие. Лоза с колосьями хлеба символизирует евхаристию. В Египте виноградная лоза посвящена Озирису. В греко-римской традиции это дерево преимущественно считается символом Диониса (Бахуса), а также посвящено Аполлону. У евреев виноградная лоза символизирует народ Израиля как божьих избранников, а изображеная вместе с фиговым деревом – мир и изобилие. В шумеро-семитской мифологии посвящена Таммузу и Баалу и является атрибутом богини вина Гештинанны.

Сон, в котором человек видит, как он ест виноград, предвещает трудный период в его жизни. Однако трудности вашей жизни укрепят ваш дух и принесут неcравнимую ни с чем пользу.

Если в вашем сне вы видите виноградные грозди больших размеров либо их количество настолько велико, что виноградная лоза гнется до самой земли, то такое сновидение говорит о плодородии. В частности для молодой женщины такой сон может предвещать зачатие ребенка. В том случае если ваши интересы ориентированны на бизнес, такое сновидение может означать признание ваших заслуг окружающими. В общем значении большие грозди винограда увиденные в сновидении означают успех.

Редкие или гнилые грозди винограда в вашем сне могут свидетельствовать о том, что вам изменила удача, а правомерность ваших действий поставлена под сомнение.

01.03.15 г. Сегодня у малышей Елены Павловны Сафоновой продолжение урока о христианских символах.

Дети познакомились с виноградной лозой - символом Христа и христианской веры.

Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие. Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая.

Спелые гроздья были символом многих христианских мучеников. Символ виноградной лозы и сегодня украшает в православных храмах иконостасы, настенные росписи и является одним из наиболее известных изображений на самых древних христианских православных храмах. Православная христианская традиция считает символ виноградной грозди символом единения Бога с человеком. Надо ли напоминать, что вино в христианстве символизирует кровь Христа, и виноград встречается часто на страницах Евангелия, как символ принадлежности человека Богу. Хлеб и вино, взятые вместе соответствует “плоти и крови”.

Дети Воскресной школы часто причащаются и знают об этом. Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его — чада Его Церкви. Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно.

Урок проводит Светлана Анатольевна Проваторова:


Для работы виноградной лозы нам понадобились простые материалы: трафареты листиков, бумажный шпагат, цветные салфетки, цветная бумага, клей ПВА и пастообразный клей МОМЕНТ (для лучшего приклеивания шпагата), одноразовая бумажная тарелочка для экспозиции.

Для лозы взяли бумажный шпагат. Скрутили из трех отрезков легкий жгутик. Кончики шпагата накрутили на карандаш и зубочистку - получились усики. С помощью трафарета обводили силуэт листика, вырезали из разных оттенков зеленого цвета. Получились - один листик спрятался в тени а другой на солнышке.

А из простых салфеток нарезали квадратики и аккуратно сформировали шарики (ладошками хорошо закруглить) - получились ягоды. Когда посмотрим на гроздь, то видим разные оттенки ягод. Такие ягоды получились и у нас.


Вот так постепенно рождается шедевр. Приклеиваем лозу, а затем ягодки, формируя гроздь. Все успеваем и отдохнуть, походить, и повеселиться, и помочь другу!!!


Приклеиваем листики, на которых нарисованы жилки. По центральным жилкам делаем изгиб, придаем естественный вид листка. Слегка прикрываем гроздь листиком.


Так... А теперь самое интересное! Некоторые дети уже закончили работу, что для других явился сигналом тревоги... скорей, скорей закончить... Но нет! Продолжаем терпеливо заканчивать работу. Все!!! Готово!!! ЗАГЛЯДЕНЬЕ, КАК КРАСИВО!!!


Надо же, дети сказали, что это ОНИ и ГОСПОДЬ. Значит, они понимают то, что делают. Они не просто мастерят, а задумываются над работой, что она собой представляет. ВОТ ВАМ ВОЛШЕБНЫЙ МИР БУМАГИ! Сколько, много интересного можно сделать.


Какой красивый наш стенд! Вот бы на выставку детские работы куда-нибудь представить.

Как всегда, в конце месяца мы поздравляем наших именинников с Днем Ангела!