Обычаи и традиции при приготовлении праздничного хлеба. Хлеб как ритуальное блюдо и пищевой символ в обрядах бесермян. Гадание на хлебе

  • Дата: 06.01.2024

Неотъемлемой частью культуры древних славян являются обычаи, приметы, жертвоприношения, праздничные обряды, связанные с Хлебом. Обрядовое употребление Хлеба встречается практически в каждом празднике. Например, в святочных жертвоприношения богам, использовали животных и кашу, отчасти – Хлеб. По разнообразным древнеславянским обычаям и обрядам можно определить обрядовую связь каши с печеным хлебом и постепенный переход обрядовой каши в обрядовый хлеб. Прежде всего, хлеб является дополнением к каше, причем, каша предназначена была для людей, а хлеб – для домашних животных.
На Рождество готовили КУТЬЮ, древние славяне готовили её исключительно из пшеницы, пекли ПИРОЖКИ. Кутья и пирожки составляли ВЕЧЕРЮ, которую носили родственникам – дедушке, бабушке, крестным родителям, детям. Отведавшие вечери взамен съеденной добавляли свою кутью. Такой обмен был направлен на упрочение родственных связей.
На Крещение, возвратившись домой с освященной водой, брали пирожок или кусок хлеба, «чтобы не голыми были», кропили хозяйство, двор. Хлеб в святочных гаданиях о замужестве, жизни – смерти, урожае – неурожае использовался очень активно в разных формах: зерно, лепешки, пирожки, калачи, кутья, ломти хлеба… По обрядовому употреблению хлеба Святки и Масленница представляют большое сходство. Это части одного и того же древнего праздника, сложного, торжественного, продолжительного. Почти повсеместным масляничным кушаньем являлись блины, калачи, пряженцы и оладьи. На Пасху готовили обрядовый хлеб –«паску» - основной символ этого праздника. Обычный хлеб у древних славян нельзя было печь по пятницам. Паску обычно готовили в пятницу. После Пасхи следовали проводы, родительская – день, посвященный умершим предкам. Обязательной составляющей этого праздника являлось посещение могил. На кладбище брали с собой и паску.
Хлеб использовали в народной медицине при лечении «сухотки», «гузок» - бородавок, «ячменя», «волоса», лихорадки. Для лечения «сухотки» у ребенка, пекли большой бублик размером с окно и ставили на окно – простынуть (помните сказку «Колобок»?). Окно раскрывали и через бублик и окно проносили ребенка. Бублик затем отдавали собаке. Для лечения бесплодия брали три, семь или десять зерен гороха, мочили в холодной воде, в которой стирали рубашку после регул, высаживали и поливали зерно той же водой. Проросшие зерна очищали и съедали. Считалось, сколько зерен прорастет, столько и родится детей.
Хлеб обязательно использовался в обряде новоселья, «входын». В новый дом сначала на ночь запускали животное, чаще кошку, петуха, а затем вносили освященную икону и хлеб.
Акт высокой важности – первый крик ребенка в «области печали и юдоли». Рождение ребенка окружено было у древних славян значительным количеством любопытных обрядов, раскрывающих их воззрение на беременную женщину и новорожденного ребенка. Во время ритуала «размывания рук» на стол в первую очередь ставили хлеб – соль. Бабушка – повитуха становилась в святом углу, держа в руках хлеб и чашку с водой. Потом она лила воду на руку роженице и пила эту воду. После этого хлеб и вода передавались роженице. Этот обряд у древних славян совершался на третий день после рождения ребенка. С этого момента мать кормила грудью, а до этого – «жвачкой» - разжеванной, смоченной макушкой хлеба, завернутой в марлечку.
Хлеб имел у древних славян своеобразное юридическое значение. Хлеб помогал установлению семейных и дружеских отношений, являясь сакральным символом, выполнял роль печати на народных договорах, в быту и ритуалах.
Хлеб – «корневая, родовая память» древних славян. Неуничтожима категория бытия человека – любовь и вера, которые в определенном качестве содержатся в обрядах, связанных с Хлебом.
В Институте растениеводства г. Санкт – Петербурга собрана огромная коллекция зерен, насчитывающая более ста тысяч различных образцов пшеницы, ржи, кукурузы, и других культур. В водовороте воны, когда рушились дома, гибли ценности, коллектив института продолжал хранить коллекцию. Народ не в праве забывать бесстрашных водителей, доставляющих хлеб под фашистскими бомбами в осажденный голодающий Ленинград по льду Ладоги – ДОРОГЕ ЖИЗНИ. И в суете нашей быстротечной жизни необходимо помнить и знать, что безмерное уважение к ХЛЕБУ было во все времена. ХЛЕБ – САМАЯ СВЯЩЕННАЯ И СОКРОВЕННАЯ ЧАСТЬ ТРАПЕЗЫЛЮБОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭПОХИ ВСЕХ НАРОДОВ. ЭТО НАС ОБЪЕДИНЯЕТ.
Начало здесь

/p>

В культурах народов, которые употребляли хлеб ежедневно, он всегда считался святой и благословенной пищей. Христианство дополнило его почитание освящением хлеба как «тела Христова» и использованием его в литургии. Это привело к тому, что духовное значение хлеба стало преобладать над его материальной ценностью. В журнале «Кипр сегодня» (№ 3-4, 1998 г.) помещена интересная статья о традициях, связанных с хлебом, отразившихся в обрядах киприотов.

Помимо убеждения в том, что сила веры является самым действенным оружием против всякой болезни, простые богобоязненные жители Кипра прибегали к различным «народным» способам лечения. Хлеб всегда использовался как терапевтическое средство - для заживления ран, понижения жара, уменьшения боли, лечения распространенных болезней. Верили, что будучи освященным, он имеет силу отпугивать нечистых духов и защищать от зла.

Все стадии приготовления хлеба ясно выражали веру в его святость. Замешивать тесто никогда не начинали без призывания имени Божьего. «Прииди Христос» - с этих слов каждая греческая домохозяйка приступала к замешиванию теста.

Хлеб был настолько великой святыней, что на нем давали клятву. «Во имя хлеба, который ем» – говорили в кипрских деревнях. Считалось грехом наступить на хлеб, или, неся хлеб в качестве приношения в церковь, уронить его.

Тесто

Особые запреты и предписания предъявлялись при приготовлении хлеба хозяйке. Женщины, которые замешивали тесто, должны были заниматься этим в «чистые дни». Всеобщей практикой было добавление в тесто святой воды, собранной женщинами во время праздника Воздвижения Креста Господня. Тесто также замешивали с водой, собранной в Великий Четверг, или с водой, которой орошалось Честное древо, или в которую были опущены старая золотая монета или цветы, украшавшие плащаницу в Великую Пятницу. После совершения над мукой тройного крестного знамения, в нее добавлялась святая вода. Воду приносили также, в молчании, из потока, веруя, что из него пили ангелы. Ее называли «молчащей» водой.

Литургические хлебы

Во время празднования большинства христианских праздников важность празднуемого события подчеркивалась особой выпечкой. На приносимые в церковь хлебы и лепешки обращалось особое внимание. Эти праздничные или литургические хлебы выпекались с особым благоговением и заботливостью.

Праздничная выпечка богато украшалась: использовалось прежде всего изображение креста, а также различные геометрические фигуры и растительные орнаменты.

Хлебы и другая выпечка приготовлялись из пшеничной муки или манной крупы. Они должны были быть самого высокого качества - не подгоревшими и воздушными, насколько это только возможно. Важно было использовать только дрожжи, воду, муку и немного соли. Не разрешалось добавлять в тесто корицы и других приправ, которыми пахли лепешки. Когда все хлебы уже были поставлены в печь, и ее дверцы закрывались, хозяйка делала крестное знамение рукой или особой лопатой фурнэфкьо , при помощи которой ставила хлебы в печь.

Освященный хлеб приобретал, тем самым, большую силу и приносил дому благополучие. На вечерне, в канун праздника, выносили пентарти , или четыре малых хлеба и один большой. Во время вечерни священник выносил также большой хлеб, чтобы все собравшиеся на молитву могли поклониться ему и совершить его целование. Когда часть этого хлеба приносили домой, то в следующие дни его ели до первого принятия пищи.

Рождество Христово

На Рождество в каждом доме должны были выпекаться хлебы, называемые генопитес , или «хлебы Христовы», украшавшие столы и популярные во многих районах Греции. Выпеченные из наилучшей муки, дрожжей и приправ, они имеют круглую форму и украшены сверху разными орнаментами, и, прежде всего, знаком креста.

Хлеб генопита выставлялся на столе одновременно с небольшим количеством оливкового масла, маслин, вина и другой еды для ее благословения в сочельник. Обыкновенно этот хлеб разрезали утром, после богослужения, когда вся семья собиралась на традиционный рождественский суп.

По случаю праздника Рождества готовилась также сисамота , сдоба, посыпанная семенами кунжута. Назывался он, в зависимости от формы, по-разному. Большой хлеб с крестом посередине – ставрокулура - развешивали на стенах домов во многих деревеньках Кипра, начиная с Рождества, на все дни этого праздника. Это не только традиционная форма праздничного украшения, но и символ, в котором выражалась святость этих дней и вера в спасительную силу креста.

В течение всех Рождественских праздников, а иногда на протяжении сорока дней со дня Рождества Христова, на стенах висели также так называемые лихудья тис Панаяс . Верили, что в честь Богородицы также следует готовить подобные хлебы, подобно тому, как это делают матери по случаю рождения ребенка. Это были небольшие квадратные пирожные, посыпанные кунжутом и нанизанные на нитку.

На Рождество Христово на стены также вешали земпилуфкья , имевшие форму небольшой корзинки, для того, чтобы корзина крестьянина была благословенна. В это время как раз было начало сева.

Новый год

По случаю Нового года выпекался новогодний пирог – василопита . Обряд посвящения новогоднего праздничного хлеба Богу был особенно важен, поскольку от него зависели здоровье, сила и счастье. В середину пирога запекалась небольшая золотая монета, а главным его украшением был вырезанный или составленный из двух жгутов теста большой крест или фигура мужчины, символизировавшего св. Василия, или изображение креста с геометрическими орнаментами.

На всем Кипра существовал обычай, когда вечером на столе появлялись василопита , свечи, тарелки с коливом, приправленным медом, изюмом, орехами и черносливом, бутылка вина, иногда небольшое количество еды. Делалось это для того, чтобы святой Василий смог поесть, выпить и благословить домашнее хозяйство. Это был, так называемый, стол святого Василия.

Многие люди старшего поколения помнят, что василопиту выставляли в ночь со свечой и другой снедью из пшеницы, чтобы святой благословил ее. В деревнях, жители которых производили преимущественно оливковое масло, ее ставили на стеклянной банке с маслом, а если это были виноделы, – то на бочонке с вином, чтобы и их труд тоже был благословлен.

Новогодний пирог василопита готовился утром, после богослужения, когда вся семья собиралась за столом. Первый кусок жертвовали Христу или святому Василию, следующий – дому, затем – главе дома, а потом – всем домочадцам. В некоторых селах готовили поджаренное тесто – ксеротиана , которое клали на тарелку для святого Василия. Наряду с приготовленным коливом , это тесто давали коровам в уверенности, что домашние животные также должны попробовать плодов своего тяжелого труда.

Пасха

В Великий Четверг пекли на Пасху великопостный калач – кулурья , называемый также пасхальным – ламброкулурья . Часто его украшало изображение креста. Из лучшего теста пекли ставрокулура с большим крестом в центре. Этот хлеб он на стенах домов на протяжении сорока дней – от Пасхи до Вознесения. Люди верили, что эти хлебы – кулурья – благословенны и обладают целительной силой.

Небольшие ставрокулура дарили крестникам и родственникам, а также тем, кто ходил по деревням и исполнял праздничные песнопения.

В пасхальное Воскресение готовили прежде всего лепешки под названием флауна и авкота и красные яйца. Флауна – лепешка средней величины с начинкой из сыра и яиц. Великая Пятница была неподходящим временем для замешивания теста, ведь это был день Страстей Господних. Поэтому его готовили после вечерни. На Кипре этой особенной выпечке уделяли всю Великую Субботу. Флауна на Кипре неразрывно связана с Пасхой. Во многих деревнях был обычай приносить ее в церковь в ночь на Воскресение Христово вместе с красными яйцами, чтобы разбить их и съесть флауну после богослужения утром. В церковь приносили также авкота . Это была разновидность кулури с одним или несколькими яйцами сверху на хлебе. Яйцо служит символом Воскресения, а красный цвет – символом жизни. Обычай помещать яйцо на пасхальном кулури восходит к временам Византийской империи, к XII веку.

Рождение, брак, смерть

Хлеб должен был защищать новорожденного и его мать от зла, особенно в течение первых сорока дней. Киприоты верили, что хлеб обладает силой, подобной силе креста, так что, когда роды у женщины были трудными, ей давали подержать кусочек хлеба. Клали его также на подушку ребенка. На третий день повивальная бабка и мать обходили дом и крестили его. В некоторых деревнях во время исполнения этого ритуала несли хлеб.

Любимой сдобой были нанизанные на нитку кумула или лечизуфкья . Женщины выпекали ее перед родами, чтобы угостить ею акушерку или священника, который пришел благословить мать и новорожденного, а также приятелей и знакомых.

Церемонии выпечки хлеба для свадебных торжеств являются одними из важнейших и наиболее распространенных обрядов. Специально для новобрачных и для украшения дома выпекались большие кулорья . Украшенные фигурками птиц и цветами, они были настоящим шедевром народного искусства. Весьма характерной сдобой были небольшие кулуракья , которыми бросали в молодых во время свадьбы. Тесто для них замешивали маленькие девочки, закручивая его затем вокруг мизинца.

Использование хлеба в обрядах, связанных со смертью, показывало отношение людей к этому событию. Сразу после кончины рядом с умершим ставилась миска с пшеницей, а на ней хлеб с зажженной свечой. В других деревнях вместо свечи ставили лампаду и оставляли её зажженной в течение сорока дней.

В киприотских деревнях хлеб, находившийся рядом с умершим, раздавали одному или трем нищим, или забирали его с собой и клали на гроб.

Хлеб занимал исключительное место в погребальном обряде. В траурной процессии впереди шли три женщины. Одна несла воду, другая – коливо и хлеб, а третья – растительное масло. В каждой деревне или на кладбище, или в доме умершего после погребения раздавали угощение – париорка . Каждый должен был взять немного и благословить умершего. Поминали хлебом и вином, брынзой и оливками. Во многих деревнях хлеб ломали руками, а не резали ножом, чтобы это не напоминало о смерти. В некоторых деревнях в поминальный хлеб не добавлялся сахар, поскольку «тесто смерти» не должно быть сладким. Хлеб выпекали также в особые дни поминовения усопших.

Иоанна Соловьянович

Перевод с польского Владимира Мухина

Хлеб - это, наверное, один из самых древних продуктов питания. Согласно историческим данным, появился он около 15 тысяч лет тому назад. Сначала, конечно люди употребляли сырое зерно, но потом научились растирать его, используя камни, смешивать полученную муку с водой и делать хлеб.

Кто жил во времена СССР, наверняка помнят такой лозунг: «Хлеб всему голова!». Разумеется, такой важный продукт просто не мог не использоваться в магии. Наши предки заметили, что магические операции с хлебом приносят ожидаемые положительные результаты.

Так появилось целое направление - магия хлеба.

«Хлебные» ритуалы

Друиды на своих кострах выпекали особый, ритуальный хлеб. Каждый, кто пробовал хотя бы кусочек такого хлеба, получал его магическую силу. Поэтому было принято, что все члены рода собираются вместе на трапезу, на которой обязательно кушали ритуальный магический хлеб. Также было принято кормить этим хлебом домашних животных. По полям разбрасывались крошки магического хлеба: считалось, что так можно увеличить плодородие почвы.

Интересно отметить, что для приготовления обрядовых лепешек и замешивания теста древние люди использовали специальную овечью шкуру, которая считалась оберегом и талисманом, дарящим плодородие.

У древних галлов была традиция: печь из овсяной муки хлеб с дырочкой посредине и разбрасывать этот хлеб по полям, на котором обычно пасется скот. Люди верили, что так можно уберечь животных от поедания хищниками.

Стоит отметить, что древние египтяне хлеб, солнце и золото обозначали одинаковым символом - кругом с точкой по центру.

Древние греки считали, что если хозяин не подает гостям на стол хлеб, то он беден. Люди верили, что не употреблять хлеб является очень большим грехом, за который боги обязательно накажут.

В Тибете есть обычай развеивать по ветру муку грубого помола - цампу. Причем данный ритуал могут проделывать с самой разной целью: чтобы попросить о чем-то духов природы, на Новый год, при рождении ребенка, а также на похоронах - для того, чтобы душа умершего быстрее отошла в мир иной.

Хлеб для исцеления

Самый главный продукт на столе наши предки использовали также и в качестве лекарственного средства.

К примеру, на Руси нарывы лечили, прикладывая к ним пожеванный хлеб вперемешку с сахаром или солью.

Ржаное тесто очень хорошо помогало от ломоты в костях.

А для того, чтобы остановить кровотечение был один проверенный способ - выпить ржаную муку, которая разведена в воде.

Гадание на хлебе

Когда люди пекут хлеб, Демоны убегают в горы…
Старая арабская пословица

Хлеб - священный продукт. Но хлеб не только символ жизни, он еще и показатель грядущих событий. Дрожжевое тесто получает свой вкус и качества не только от воды и муки, дрожжей и сахара. Его свойства во многом зависят от биоэнергии, в него вложенной.

Это хорошо знали на Руси, и поэтому, чтобы определить характер будущей невесты, внимательно следили за тем, какой у нее получается каравай. Много веков прошло с тех пор, но старые приметы, позволяющие по характеру испеченного хлеба судить о человеке и его судьбе, верны и поныне.

Все мы знаем, что у каждой хозяйки свои секреты. У одной хозяйки пирожки такие, что сами просятся в рот, а другая испечет красивые пироги, но их в рот не возьмешь. Известно также, что у одной и той же хозяйки - раз на раз не приходится. Изделия из дрожжевого теста получаются то пышными и буквально тают во рту, а то никак не могут подняться.

Современные биоэнергетические исследования показывают, что это зависит от грядущих событий, которые ждут хозяйку и ее семью. Пока тесто поднимается и доходит до кондиции, оно впитывает в себя ауру дома и энергию готовящего его человека. Искажения биополя человека и места записываются в ауре теста.

Затем хлеб проходит сквозь огненное рождение. Его вкус и форма являются живым свидетельством того, что ждет хозяев в недалеком будущем.

По русской традиции для гадания использовали именно хлеб, то есть круглую булку из дрожжевого теста без начинки. Ее пекли отдельно от пирогов, хотя зачастую из того же теста, что и остальное угощение, но посвящали домовому и отдавали ему на пропитание.

Современные знания позволяют засвидетельствовать истинность народной мудрости: хлеб без начинки более точно показывает сильные и слабые места ауры человека и по нему несложно предсказать его характер и судьбу.

Начнем с того, что внешний вид и вкус хлеба у каждой хозяйки имеют свои неповторимые особенности. Чем вкуснее хлеб, тем больше у человека жизненных сил, тем светлее и чище его аура, тем добрее он сам.

Хлеб пышный и легкий говорит о счастливой и легкой руке человека и особой отмеченности его судьбы: многое в жизни у него будет получаться легко и играючи, как бы само собой.

Хлеб вкусный, но тяжелый, быстро насыщающий тех, кто его ест, свидетельствует о том, что готовивший его - человек добрый и мудрый, но судьба его будет тяжелой, он будет много страдать из-за окружающих его людей. Согласно исследованиям, такое изделие получается у тех людей, которые обладают светлой биоэнергией, но не умеют ее удержать.

Хлеб пышный, но пресный и безвкусный говорит о том, что готовивший его - ленив и жаден. Это тип "рыбки-прилипалы", которая любит в жизни прокатиться за чужой счет.

Если у человека пироги и хлеб получаются то перепеченными, то недопеченными, это говорит о его неумении логически мыслить. На Руси не любили таких хозяек. Говорили, что они притягивают беду к дому и своим детям.

Если изделия из теста постоянно получаются не пышными, это говорит о том, что в доме завелась нечисть, и у кого-то из домочадцев "дьявол сидит за душой", то есть кто-то впитал в себя большое количество отрицательной энергии.

Излишне аккуратные и красивые пироги, как ни странно, свидетельствуют о тяжелой судьбе хозяйки. Несмотря на красивый вид, поверхность пирога обычно бывает неровная, в ней много пустых полостей. Говорят такие "подкожные дыры" о "дырах" в ауре хозяйки. Через эти дыры и уходит прочь вся удача и благополучие этого человека. Очень часто такие изделия бывают у людей, рожденных в проклятом году. Таким людям тяжело жить вдали от родственников и места, где они родились.

Разные по размеру и не слишком похожие по форме друг на друга, но вкусные и пышные пироги говорят об интересной творческой натуре и часто свидетельствуют о сильном интеллекте.

Излишне вычурная форма изделия при хороших вкусовых качествах говорит о натуре, не умеющей делать выводы и предвидеть ход развития событий. Такой человек настолько озабочен мелочами, что за деревьями не замечает леса.

Если хлеб при выпекании постоянно трескается - это очень плохой знак, предвестник насильственной смерти кого-то из близких пекущего. Для самого "автора" изделия обычно этот знак говорит о тяжелых испытаниях и резких переменах в его судьбе.

Постоянно подгорающий хлеб, по народным приметам, - свидетельство злопамятного и сварливого характера. Такой человек будет страдать в жизни исключительно из-за самого себя. Если он сможет переменить свое отношение к жизни, переменится и его судьба.

Очень рассыпчатый хлеб говорит о том, что у человека в жизни будет много перемен. Он расстанется со многими друзьями и знакомыми, круг его общения будет непостоянен.

Это приметы, позволяющие узнать что-то о жизни и судьбе того, кто печет хлеб.

Приметы, позволяющие по хлебу предсказать жизнь целой семьи на определенном отрезке времени

Если испечь хлеб в самый первый вечер, когда вы переселились на новое место,то внешний вид булочки без начинки подскажет вам лучше всякого оракула, чего вам ждать от жизни в новом доме. Предсказать вашу жизнь на новый год могут форма и вкус такой же булочки, испеченной в ночь перед Рождеством.

Если в день именин домового, 10 февраля, испечь булку без начинки - ее внешний вид предскажет, что вас и вашу семью ждет в доме в течение года.

Самым хорошим предзнаменованием считается вкусный, пышный, рассыпчатый хлеб, получившийся красивой круглой формы, без резких выпуклостей и впадин.Эта форма свидетельствует о том, что вас ждет крепкое здоровье, достаток, понимание и поддержка близких. Такая форма говорит также о том, что вы многого сможете добиться в жизни, полагаясь на помощь и поддержку расположенных к вам людей. Единственное, от чего предостерегает такой хлеб - не стоит менять свою жизнь.

Такой же хлеб, но не очень ровной формы, состоящий как бы из отдельных вершин, говорит об отсутствии согласия в семье, потере контактов с родными и близкими. Каждый в вашем доме, как говорится, "тянет одеяло на себя". Это свидетельствует также о том, что прогнозируемый период будет неспокойным. И в делах, и в деньгах будет "то пусто, то густо", и к этому следует морально подготовиться. Рядом с вами будет много сильных, но внутренне одиноких натур, чей жизненный путь подскажет вам, как лучше поступить в той или иной ситуации.

Иногда рисунок на хлебе позволяет уточнить общее предсказание

Например, если форма напоминает птицу или птичью голову - ждите важных новостей и не теряйтесь в ситуации, когда можете подняться наверх.

Форма, напоминающая птичье перо, - хлопоты с документами (иногда предвестник получения наследства).

Змея - лживый друг, мешающий вашему счастью.

Заяц - вмешательство в вашу жизнь потусторонних сил.

Кот - ищите счастье в доме.

Корова - потрудитесь и получите достаток и здоровье.

Собака - помощь друга.

Медведь - не бойтесь препятствий, идите напролом к цели.

Растрескавшийся хлеб говорит о неприятных грядущих событиях. У вас расколется семья, вы потеряете многих друзей и близких. Обычно эта форма не говорит о смерти кого-либо. Чтобы сделать вывод об этом горестном событии, хлеб должен не просто растрескаться, а как бы разломиться в процессе выпечки на несколько частей. При этом одна из частей должна быть заметно меньше остальных, высохнуть и даже чуть пригореть.

Если же сам хлеб, несмотря на трещины, пышный и вкусный, здоровья и сил у вас будет достаточно, чтобы преодолеть кризис. К тому же вас ждет неплохое финансовое состояние.

Если хлеб растрескался, а часть его испеклась таким образом, что образовала маленькую отдельную булочку, - ждите в семье пополнения. Оно заложит новые ритмы жизни, чаще - лучше, чем существующие.

Очень плохой приметой считается хлеб пересохший. О свидетельствует о плохом здоровье и финансовых потерях. Учитесь быть экономными, "сушите сухари за долго до события". Умейте иногда примириться с судьбой, не растрачивая свои силы в погоне за несбыточным.

Пригоревший хлеб предсказывает горькие минуты и раздумья, слезы и тоску, которые будут посещать гадающего в данный период. Однако если при этом хлеб все же вкусный и пышный, это не помешает добиться материального успеха и забыть тоску в минуты радости и веселья. Старайтесь чаще бывать в компании с друзьями - это даст вам дополнительные силы.

Если хлеб пышный, но невкусный - пришло время заняться собственным видом и здоровьем. Пришла пора решать свои проблемы, не вмешиваясь в чужую жизнь. Бывайте там, где вам хочется. Встречайтесь с теми, к кому лежит сердце, и вы скоро заметите как окружающие будут уделять вам значительно больше внимания.

Но каким бы ни было предсказание, русский народ всегда оставлял себе лазейку, чтобы подправить будущее.

Одним из таких примеров было задабривание домового, чтобы он умилостивил судьбу-злодейку и с помощью своих домашних чар сгладил тяжелый период. Поэтому-то и дарили хлеб, по которому гадали домовому.

ПРИМЕТЫ О ХЛЕБЕ

— Если немытыми руками брать хлеб, то будет изжога

— если кто—то умер, то в том доме нельзя печь хлеб: это приведет еще к одной смерти

— нельзя печь хлеб и в воскресные или праздничные дни, пироги же печь не считается грехом; но если необходимость заставит кого - нибудь печь хлеб в такой день, то нужно посолить тесто, и тогда не будет греха

— хлеб вылезет из печи— к беде

— если кого встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству

— но кто не ел еще с утра, тот не должен давать хлеб постороннему, иначе сам будет без куска хлеба

— Илья—пророк выбивает градом хлеб у тех, кто обмеряет (обвешивает, обманывает покупателя при продаже) хлебом

— хлеб на закате давать в долг не следует, иначе " дача будет без отдачи "

— когда солнце закатилось, нового каравая хлеба не " починай " — нищета одолеет

— если вечером принесен целый хлеб и недоеденный оставлен на ночь, то к такому хлебу всю ночь будут собираться души умерших предков принявшие образ мышей; если кошка поймает такую мышь, то всему дому предстоят неисчислимые бедствия за гибель предка

— плохая примета, если хлеб лежит нижней коркой вверх: в доме никогда не будет достатка или кто - нибудь из семейных отвернется, отделится от дома

— горбушку съесть у каравая — женка горбом (спиной) будет к тебе спать

— первый кусок после горбушки съесть — большим быть

— второй кусок после горбушки съесть — богатым быть

— нельзя сдирать с хлеба верхней корки, иначе ветер будет драть крыши

— каравай хлеба следует резать с головы, то есть с края, который несколько повыдался

— нельзя во время обеда резать хлеб разными ножами — непременно в доме произойдет ссора

— нельзя, чтобы у хлеба во время еды лежало два ножа, — это предвещает ссору

— при хлебе на столе должны неотлучно находиться соль и хлебный нож, причем последний ни на ка кие другие надобности не употребляется, если же в хлебном ноже появляется особая необходимость, то вместе с ним со стола нужно снять и хлеб с солью

— если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость

— если кусок хлеба выпадет из рук во время будничного обеда, то это предвещает приход глупца или ненужного человека

— если кто, обедая или ужиная, возьмет кусок хлеба и, не доев его, забывшись, тот кусок оставит и возьмет другой, то это означает, что кто—то из его родных терпит голод или нужду

— кто имеет привычку делать " каталки " из хлебного мякиша, того в адском пекле будут кормить железными " каталками "

— кто за столом не доедает хлеб и оставляет объедки, тот будет видеть тревожные, мучительные сны; не лучше и тому, кто любит подбирать чужие объедки; помимо беспокойных снов, он наживет еще и зубную боль, это, правда, не относится к маленьким детям, у которых еще не переменились молочные зубы, они могут есть чужие объедки без последствий

— остаток дорожного хлеба не следует доедать дома и даже вносить его в дом, так как от этого слепнут куры и их болезнь переходит на хозяев в виде куриной слепоты; лучше всего не употреблять таких остатков даже и на квас, а разделить их по возможности равномерно между домашними животными

— нельзя есть кусок хлеба, которым приманивали какое - нибудь животное, в особенности собаку, а следует отдать его этому животному, иначе кусок застрянет в горле

— если в хлебе найдена иголка, булавка, гвоздь или какой другой острый предмет, то это значит, что у нашедшего есть недоброжелатель, ищущий его погибели

— нельзя есть хлеба перед окном и оставлять хлебных крошек на подоконнике, иначе в доме будут разводиться мухи

— если во время разрезания хлеба хлебный мякиш пристает к ножу, то в наступающее лето следует ожидать хорошего урожая и, наоборот, если хлеб слабо или совсем не пристает к ножу, то лето будет неурожайное

— нельзя ронять ни одной крошки хлеба, сорить хлебом: будет неурожай и голод

— кто ест хлеб с плесенью, будет хорошо плавать.

Хлеб выбрасывать - большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет. - Поверье очень древнее, и смысл его ясен: хлеб надо беречь, он вырос с помощью Дажьбога (Солнца), на его выращивание, обработку затрачено много труда. Кто не бережлив к хлебу, того небесные силы накажут. Это верно и в бытовом смысле: кто не бережлив, тот обречен быть бедным. Что касается птиц, то к ним у народа издревле было бережное отношение, так как птицы символизировали души умерших. Лучше отдать хлеб им и тем самым совершить благой поступок, чем выбросить кусок без всякого смысла.

Большой урожай хлеба - к близкому голоду. В основе поверья лежит наблюдение над цикличностью урожаев и неурожаев. Обычно из-за малого надела земли крестьяне сеяли злаковые на одном и том же месте, не имея возможности чередовать культуры. В результате земля не могла постоянно плодоносить, требовала «отдыха», и за урожайным годом нередко следовал неурожайный. Поверье настраивало на экономию и предусмотрительность.

Кто черствый хлеб ест, тот хорошо плавает и грозы не боится. Современные медики тоже говорят о пользе подсушенного, "вчерашнего" (но не залежалого, не плесневелого) хлеба. Может быть, потому веками так популярны сухари. Но, думается, лучше согласиться с В.И. Далем, что в основе лежит обычный педагогический «развод»: мол, ешьте, дети, что дают, не привередничайте. А поскольку все хотят хорошо плавать, сулится и это умение. Интересна тут связь плавания с грозой. Дело в том, что в старину считалось очень полезным купаться в грозу: люди, жившие в единении с природой, не могли не заметить энергетической насыщенности воды в грозу. Шли и общаться с богом грома и молнии - Перуном.

В начале и в конце обеда съесть кусочек хлеба с солью - к счастью. Хлеб-соль - не только символ гостеприимства, но и магический оберег. Считалось, что соль защищает от нечистой силы и ее полезно съесть вместе с другим святым продуктом - хлебом. Само происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь (так, кстати, назывался македонский город - ныне греческий порт Салоники); «идти посолонь» (старинное выражение, еще бытующее кое-где) - означает: «идти по Солнцу». «Хлеб да соль!» - традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита. А хлебосольство близко по значению к гостеприимству. Наконец, еще одно пояснение к этой примете: если можешь перед обедом хлеб с солью съесть - значит, голоден; а если и после обеда можешь - значит, не переел. Хорошая примета.

Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, - это к голоду. Примета отражает особое отношение к хлебу, о чем мы уже не раз говорили. Исследователь народного творчества А.Л. Топорков отмечает и еще ряд примет: «Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим: заберешь его счастье, силу. Нельзя есть за спиной другого человека - тоже съешь его силу. Давшего во время еды хлеб со стола собакам ожидает бедность» и т.д. А воткнутый в хлеб без дела нож - это кощунство. Хлеб может обидеться и лишить дом своего покровительства. ХЛЕБ - на Руси всегда считался святыней, поэтому с детства воспитывалось бережное к нему отношение.

Если хлеб нарезан неровно, у человека и жизнь будет такая же неровная и трудная.

Когда сажают хлеб в печь, следует подымать подол и говорить: «Подымайся выше», чтобы хлеб получился хорошим.

После заката нельзя начинать новую буханку - к нищете.

Чтобы не накликать беду, никогда не переворачивайте буханку хлеба вверх дном.

Чтобы избежать голода и неурожая и, как следствие, нищеты - ешьте хлеб с большой аккуратностью, так, чтобы ни одна крошка, ни одна соринка не упала на пол.

Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто‑то из ваших близких терпит нужду и голод.

Во время обеда ломоть хлеба упал - гость спешит.

Если вы оставили после ужина на столе недоеденные кусочки от своего ломтя, то оставляете свое счастье.

Чтобы хлеб не заплесневел, нельзя класть недоеденный кусок на стол.

Вообще хлеб на Руси выбрасывать не принято - это считается большим грехом, а наказанием за грех могут быть голод, нужда, болезни. Однако иногда случается так, что хлеб плесневеет, так что же делать в подобном случае, чтобы избежать греха? Оказывается, человек, съевший плесневелый хлеб, никогда не утонет, так что не бойтесь, ешьте любой хлеб- и удача всегда будет на вашей стороне.

Процитировано

Пожалуй, нет у славян ни одного обряда семейного или аграрного цикла, в котором не использовались бы (точнее — «участвовали!») различные хлебные изделия. Это обусловлено тем, что культура еще праславянских племен была земледельческой и к выпечке, а осовенно к хлебу, отношение было особым.

Ряд названий обрядового хлеба , выпекаемого на восточнославянской территории в цикле календарных праздников, можно объединить на основании общей тематики.

В день памяти Сорока мучеников, 9 (22) март, в Севастийском озере мучившихся, в южно- и западнорусских областях было принято печь хлебцы в виде шариков для домашнего скота . Среди разных типов их названий выделяются распространенные на брестско-гомельском пограничье и на Брянщине. Они имеют ботанический код, например: бобы, бобки, бабашки – ясно, что это производные от слова боб . Считалось, что эти хлебцы способствуют приплоду скота. Бобы очень продуктивное растение – отсюда вера, что это их качество посредством названия корма можно передать скоту. Не случайно, слова плодородие и приплод являются однокоренными.

В Рязанской и Тульской губерниях на Юрьев день для ягнят пекли шишки .

В Фатежском и Поныровском районах Курской области еще в середине XX в. накануне Вербного воскресенья, в Лазареву субботу, пекли хлебные шарики, которые давали скоту «от сглаза» и которые назывались вербочками . Другими словами использовали хлеб в обрядах , связанных со скотом, имеющий в названии некий ботанический код .

Скотоводческий код

В другую группу можно объединить названия обрядового хлеба, имеющие скотоводческий нуминационный код .

Так, в Курской и Орловской губерниях в день памяти святых мучеников Флора и Лавра, 5 (18) августа, который считался праздником лошади, пекли ковриги (каверги) с копытом. Основой мотивации названия стало копыто лошади, трансформированное в своеобразную вмятину на ритуальном каравае.

К этому же номинационному коду можно отнести каравай . Н. И. Толстой полагал, что слово каравай поначалу означало свадебный хлеб, и связывал его со словом «корова» общеславянское korva или krъvъ – бык. Эта этимология подтверждается тем, что корова символизирует невесту, бык – жениха, т. е. на символику каравая, по мнению ученого Н. И. Толстого, проливает свет свадебный Фольклор. Подтверждение этому находим в «Свадебных чинах» «Домостроя» (старшей редакции), где предписано обязательное употребление караваев на свадьбах. На Волыни пекли на поминки девицы (здесь на лицо связь похоронного и свадебного обрядов). Каравай часто сдабривают коровьим маслом и сыром, встречается мотив рогатости каравая. С рогами связаны названия украшений на каравае, например: скрученные из теста рожк i или р i жки – ветви, обвитые тесто (украинское, львовское).

Орнитологический код

Еще одна группа названий обрядового хлеба имеет орнитологический код . Хлебцы орнитоморфного типа выпекали главным образом на Благовещение Пресвятой Богородицы, 25 марта (7 апреля), и на день памяти Сорока мучеников. На большей части восточнославянской территории орнитоморфные хлебцы называли жаворонками . Выпекание таких хлебцов входило в цикл обрядов восточнославянского празднования встречи весны .

Здесь же можно объяснить название пасхального хлеба кулич. Если согласиться, что этимология этого названия восходит к весеннему хлебу, который пекли в честь прилета куликов . Одним словом, пасхальный кулич связан с весенним орнитоморфным печеньем, которое пекут на день на день святых Сорока мучеников и Благовещение.

Земледельческий код

Большой интерес, на мой взгляд, представляют наименования обрядового хлеба, имеющие земледельческий код . Например, в Западном Полесье на Благовещение пекут печенье, имитирующее некоторые сельскохозяйственные орудия, называют их соответственно: борона, серп, плуг, плужок, коса, сошничок.

Один из видов обрядового хлеба, имеющих земледельческий код, называется Четверговый житник . Его пекли в Каргополье в Чистый четверг (в страстную седмицу Великого поста). Слово житник – суффиксальное-производное от «жито» (zito), которое изначально было общеславянским обозначением хлебных культур и которое связано с глаголом ziti, что указывает на восприятие хлеба как основы жизни, характерное для земледельческой культуры. В свою очередь, осознание хлеба как символа жизни помогло народу воспринять слова Евангельского благовестия: «Я есмь хлеб жизни» (Ин, 6:35).

В Курской области (Кореневский и Суджанский районы) хлеб из зерен нового урожая называли богатье, збоже . Богатье образовано от общеславянского «богат», суффиксально – производное от «бог». Слово «бог» — индоевропейское, родственно древнеиндийскому bhaga — «господин», древнеперсидскому «господин, бог» и др.

Земледельцу, непосредственно включенному в окружающую среду и природные ритмы, было присуще циклическое восприятие времени. Оно нашло отражение в народном аграрном календаре. С принятием христианства аграрные праздники были включены в церковный календарь времени. Об этом свидетельствует соотнесение народом каждого дня в году с церковными поминовениями святых, также двунадесятыми и великими праздниками.

Христианский код

Среди названий обрядового хлеба, имеющих христианский код , можно выделить мотивированные названиями временного периода, к которому пекся хлеб.

Так, в Карпатах существовала традиция печь особый новогодний хлеб, который назывался Маланка или Василь . 31 декабря (13 января). Церковь празднует день памяти преподобной Мелании Римлянины, а 1 (14) января – святителя Василия Великого, епископа Кесарии Капподакийской. Название хлеба Василь можно сопоставить с названием другого обрядового блюда – новогоднего кесаретского поросенка (соответственно от Василия Кесарийского, в народном произношении — Кесаретского). Пример подобной номинации обрядового хлеба мы встречаем также в день памяти св. великомученика Георния Победоносца 23 апреля (6 мая). Этот день на всей территории Припятского Полесья называется «Юрий», а выпекаемый к этому дню хлеб в Брестской и Волынской области – юрий, юрчик, юрьевик .

В ряде русских деревень до середины XIX века существовал обычай, согласно которому за два дня до Благовещания Пресвятой Богородицы приходские просвирни собирали с прихожан ржаную муку, из которой пекли просфоры. Пекли просфоры и из пшеничной муки, которые в отличие от ржаных использовали в литургии. Мирские (из общей муки) просфоры приносили в церковь к обедне, и за проскомидией священник вынимал из них частичку о здравии. Эти просфоры, как и испеченные из ржаной муки, широко использовали в аграрных обрядах.

В Малоритском уезде Брестской губернии печенье в виде птичьей лапы на Благовещение называлось благовстнички .

Пасха у верующих считается праздником праздников и не входит в число двунадесятых. В «Толковом словаре» В. И. Даля читаем: «Пасха (в народном произношении паска ) – малоросское, новгородское, тверское – освященный кулич, коровай ». Засушенные кусочки кулича в Карпатах давали съесть скоту в день памяти св. Георгия Победоносца. В Полесье еще в XX в. по широко распространенной традиции кусочек пасхи оставляли до дня выгона скота на пастбище, когда скармливали его корове. Также окрайчик (кусочек пасхального кулича) привязывали на рог корове с целью защиты от порчи.

В Белоруссии обрядовое кормление скота сопровождалось специальными приговорами, например, таким: «Караука, я к тебе с хлебам и пасхай, а ты мне с малаком и лаской» (Гомельская обл.).

Накануне Великого поста, в воскресенье, во всех храмах совершался чин прощения – отсюда Прощеное воскресенье, во всех храмах совершался чин прощения – отсюда Прощеное воскресенье. В Курской губернии пекли специальные прощаные булки или хлебцы, которые назывались тужениками .

В Украине первый день Великого поста называли «чистым» и «жилявым». В тот день садились есть хрен с квасом и коржи без масла, коржи эти назывались жалованники, точнее, жиляники. Жесткие сухие жиляники напоминают, что широкая масленица окончилась и наступили дни Великого поста.

Название жалованник происходит от глагола «жаловаться» в значении «печалиться», «огорчаться».

В Словакии хлеб с подобным названием – пекли на похоронах, его получала женщина, обряжавшая умершего. Блины, которые пекли в субботу и на первой недели Великого поста, назывались тужилки . Название тужилки, туженики – от глагола «тужить» (по масленице).

В середине Великого поста, в среду или четверг на Крестопоклонной неделе, выпекали особое печенье – кресты . Название мотивировано формой печенья. В кресты клали (запекали) разные вещицы, например, монетку, кольцо и т. п. Тот кому доставался крест с таким предметом, — должен был весной начинать пахоту и сев. Считали, что если на этом человеке есть Божье благословение, то урожай будет хорошим. Очевидно, что данную традицию породило стремление узнать Божью волю. В настоящее время прихожане некоторых храмов Москвы в середине Великого поста, на Средокрестие, пекут из постного теста кресты и вкладывают в них записочки и цитатами из священного писания, потом эти кресты раздают пастве. Кресты, как правило, съедают, а записочки со вниманием прочитывают.

Кресты широко использовались в обрядах, что обусловлено верой народа в крест как в орудие победы Христовой. В то же время крест в славянской языческой традиции символизировал Солнце, что с точки зрения христианского благовестия имело глубокий провидческий смысл. То, что кресты пекли на Крестопоклонной недели, безусловно, влияние христианства.

Среди названий, отражающих форму обрядового хлеба, — уже упоминавшийся Благовещенская и Фроловская просфоры, которые имеют двойную мотивацию: в их названиях отражено также время приготовления хлеба.


В XIX в. в Малоархангельском уезде Орловской губернии в Вербное воскресенье пекли просвирки – булочки в виде фигурок животных , в которые клали вербу. В той же губернии просвирками назвали похожие по форме на церковную просфору булочки, которые пекли на поминки. В орловских говорах название подобного обрядового хлеба – поминка – мотивировано его функцией. Как в случае с названием Фроловская просфора или Благовещенская просфора (просвира), мы наблюдаем перенос названия специального церковного хлеба на обрядовый хлеб календарного и семейного цикла. То, что просвирой называли зооморфный обрядовый хлеб, по всей вероятности, явление позднее, оно свидетельствует о постепенном разрушении обряда.

В Нерехотском уезде Костромской губернии в Вербное воскресенье для скота пекли барашки с целью обеспечения приплода. В этот день овец считали именинниками, что можно объяснить влиянием богослужебных текстов этого дня, в которых упоминается «жребя», «жребя осле», а на праздничной иконе мы видим его изображение.

Подобно тому как пальмовые ветви на Руси были заменены на вербу , та и «жребя в осле» в народном представлении могли быть заменены овцой, барашком. В юго-восточной Чехии, в Моравии, южной части средней и Западной Словакии в Вербное воскресенье пекли печенье в виде барашка. Эта выпечка связана с пред пасхальной символикой – агнец, барашек – как символ Христа. Еще в тот день в храмах освящали вербу, — отсюда название обрядового хлеба вербочки.

Праздник Вознесения Господня, всегда в четверг, на сороковой день после Пасхи; через десять дней после него — Пятидесятница, или день Пресвятой Троицы. К вознесению приурочены обряды, характерные только для этого дня.

В народе бытовала легенда, согласно которой с Пасхи до вознесения Спаситель ходит по земле в крестьянской одежде, обутый в лапотки и онучки. Вознесение верующие воспринимают также как поминальный день. На Украине в этот день поминки устраивали на могилах предков. Раньше на Вознесение обычно пекли блины (Христовы, Божьи онучки ). В Молдавии в сочельник пекли рождественский слоеный пирог Pelince Domnului – «Божьи пеленки» , который посылали в подарок знакомым. В основе данной традиции – предание о том, что накануне рождения Спасителя женщины принесли в подарок Богоматери пеленки.

В Кадниковском уезде Вологодской губернии пекли сочни с овсяной крупой Хрисовы(е) окутки (от глагола кутать ) В Двинницкой волости того же уезда соченья с овсяной крупой называли онучками . Название блинов и сочней «онучи» вводит мотив обутости, неразрывно связанный с мотивом дороги на «тот» свет

Еще на Вознесение пекли лесенки , которые, как блины, являлись традиционным обрядовым хлебом с поминальной символикой. Их обычно пекли на похороны. Это были продолговатые лепешки. Печенье в виде лесенки могло называться «Богу на дорогу» и воспринималось как символ дороги на небо.

Вероятно, традиция печь в этот день блины – Божьи онучи или лесенки сложилась в результате преломления в народном сознании одного из церковных преданий. Мотив дороги на небо – мотив поминальный. То, что на поминки пекли не только блины, но и лесенки, можно объяснить тем, что символ лестницы как дороги в Царство Небесное был известен народу из церковных служб, церковного календаря: вспомни сон Иакова (паремия на Богороднические праздники, а также распространенный иконографический сюжет) или преподобного Иоанна Лествичника, названного так за свое творение «Лествица».

В Саратовской и Костромской губерниях лесенки из теста пекли в день его памяти, приносили в храм и после обедни служили над ними молебен с водоосвящением. Часть лесенок оставляли священникам, остальные раздавали нищим. В Костромской губернии, кроме Вознесения, лестницы пекли в Среокрестие, в Великую пятницу, в Великий четверг, в день Алексия, человека божия и даже в сочельник – налицо размывание календарной прикрепленности акта выпекания. Данное явление объясняется утратой функциональной связи реалии с поминальной обрядностью.

«Образ лестницы, — пишет он, — как некоего моста между живым миром мертвым, между землей и небом, присущ многим культурам. Отсюда широко распространившийся обычай печь лесенки на похоронах и поминки. В этом случае мы имеем пример взаимной поддержки двух знаковых систем: дохристианской и христианской.»

Смешанный код

Некоторые названия выпечки могут иметь смешанный код (например, лошадиный крест ). Обрядовый хлеб с таким названием выпекали в Касторенском и Горшечекском районах Курской области на Крестопоклонные недели Великого поста. Его хранили до праздника Покрова Божией Матери (1 (14) октября), а на Покров скармливали лошадям. Название обрядового хлеба четверговый житник содержит христианский и земледельческий код; название вербочки – ботанический, но одновременно отражает символику праздника входа Иисуса Христа в Иерусалим.

Итак, ряд названий обрядового хлеба, выпекаемого на восточнославянской территории, можно объединить в тематические группы, имеющие следующие коды: орнитологический, ботанический, скотоводческий, земледельческий и христианский.

,

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора ), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для в , из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – части просфоры, из которой на был извлечён . Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие .

, – говорит святой , – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо , то есть Таин, тем, которые не причащались их ».

А́ртос (от греч. ἄρτος - хлеб) - большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на , перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь ».

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Как хранить освящённый хлеб?

Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.